Основателем столь популярного сегодня направления является южнокорейский профессор Пак Дже Ву (1942-2010, который начал разрабатывать свою методику ещё в студенческие годы, изучая в университете восточную медицину. Он заметил, что кисть руки очень сильно напоминает систему строения человека: и в первом, и во втором случаях можно наблюдать 5 выступающих частей. У кисти этими частями являются 5 пальцев, а у тела – голова и 2 пары конечностей. Учёный находил соответствия всем органам и системам организма на поверхности ладони и стопы человека. Пересмотрев всю медицинскую и философскую литературу, Пак Дже Ву так и не нашёл ни одного упоминания о системах соответствия и начал самостоятельно разрабатывать совершенно новую лечебную методику, которая известна нам как Су-Джок терапия (в переводе с корейского су – кисть руки, джок – стопа ноги).
По системе соответствия, на теноре ладони (возвышении над большим пальцем, находится область грудной клетки с лёгкими, сердцем, трахеей и костной системой. На оставшейся поверхности внутренней стороны кисти расположены органы брюшной полости. Если условно разделить эту часть ладони на 3 горизонтальных участка, тогда на верхнем из них будут находиться печень, желчный пузырь, желудок, 12-перстная кишка, поджелудочная железа и селезёнка. На центральную часть ладони проецируется тонкий и толстый кишечник. Нижний уровень внутренней стороны кисти занимает зона соответствия органам малого таза.
Указательный палец и мизинец отвечают за состояние рук, а средний и безымянный палец – за здоровье ног. Почки и весь позвоночник, начиная от шейного отдела и заканчивая копчиком, расположены на тыльной стороне кисти руки.
Доказано, что ранняя стимуляция моторного развития способствует предупреждению речевых нарушений у детей. Речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук, а их тренировка ускоряет созревание речевых областей коры головного мозга. Работу по тренировке пальцев можно начинать с первых недель жизни ребёнка. Например, эффективны поглаживания от кончиков пальцев к запястью, круговые спиралевидные растирающие движения. Также полезно ежедневно брать каждый палец ребёнка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его в течение 2-3 минут, легко прикасаться к ладони и поглаживать с наружной поверхности сжатую в руках кисть в направлении от кончиков пальцев к запястью.
Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряют передачу нервного возбуждения. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбуждение нервной системы. При медленном массаже она, напротив снижается. Если массажные приёмы выполняются в среднем темпе, обеспечиваемся успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает лёгкость и бодрость.
В наше время существует масса приспособлений, с помощью которых можно массировать как пальцы взрослого, так и пальцы ребёнка. Это и специальные массажные валики, ролики, игольчатые мячики, шипованные мячики. Данные приспособления улучшают кровообращение, активно воздействуют на движение рук, восстанавливают чувствительность нервных окончаний при органических нарушениях, например при дизартрии.
Некоторые упражнения с использованием мячиков:
- Катать мячик между ладонями сначала в медленном, затем в быстром темпе.
- Осуществлять круговые движения мячиком по левой ладони под счёт до пяти сначала по часовой стрелке, затем против неё. Аналогичную работу проводить с правой рукой.
- Мячик положить на стол и удерживать правой рукой. Каждым пальцем левой руки, начиная с большого, с усилием нажимать на мячик. Упражнение повторить с пальцами правой руки.
Можно рассказать детям сказку или стишок, сопровождая рассказ игрой с Су-Джок мячиком:
№ 1. "Черепаха".
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха,
И кусала всех от страха, (дети катают Су Джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су- Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь. (дети катают Су-Джок между ладоней).
№ 2. Пальчиковая игра «Ёжик»:
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи (дети катают Су-Джок между ладонями).
№ 3. Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»:
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик, где ты был? (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец).
- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел. (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).
№ 4. Пальчиковая игра «Мячик»:
Описание: дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад — вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
№ 5. Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»:
Описание: Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.