html clock часы на сайт
MENU

       Чтобы воспитать здорового ребенка, кроме физического и психического здоровья следует развивать и коррегировать его работоспособность, т.е. формировать умение действовать целенаправленно, результативно. У дошкольников и младших школьников 6-7 лет работоспособность понижается очень быстро. Об этом свидетельствует общее «двигательное беспокойство», что указывает на усталость ребенка. «Двигательное беспокойство» – защитная реакция организма. Ребенок как бы выключается от надоевшей деятельности, и таким образом избегает переутомления. Замечено, что усилия взрослого снять или ограничить «двигательное беспокойство» ребенка, обращаясь к ним словесно, не дают желаемого результата. Можно сколько угодно требовать, уговаривать, просить ребенка быть внимательным, - все усилия будут напрасны. Если он сосредоточится, то лишь на несколько минут.

   Составляющими работоспособности и ее повышения (кстати, именно активизация усилий обуславливает усталость) служат три системы:   

- физиологическая (физическая);

- психическая (интеллектуальная или умственная);

- эмоциональная.

Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако следует обращать внимание на определенные закономерности смены умственной работоспособности: она зависит от того, как выдерживается физическое и умственное напряжение. Когда ребенок выполняет умственные действия, вначале его работоспособность постепенно повышается – это период вхождения в деятельность, приспособление к ней, первый этап работоспособности (3-5 мин.). Этот период можно сократить, если будет мотивация (заинтересованность), игры, привлечение внимания ребёнка к дальнейшей работе. Затем наступает второй этап – период оптимума – работоспособность удерживается на определенном уровне (ее продолжительность может стать разной, в среднем 10-15 мин.). Этот период можно продлить, если изменять виды деятельности ребенка, поддерживать в нем заинтересованность. Однако следует обратить внимание на то, что высокая интенсивность даже очень интересной детям и разнообразной работы не длится больше 20 мин. Третий этап – снижение работоспособности (надо дать детям отдых, отвлечь их внимание или предложить другой вид деятельности).

Это могут быть:

- физкультминутка с веселой песенкой;

- упражнения с играми; - имитационные упражнения;

- мимические упражнения;

- звукоподражание;

- дыхательные упражнения и т.д.

Первые признаки утомляемости:

1. Снижение внимания, качества познавательной деятельности (уменьшается количество правильных ответов).

2. Частые ошибки (резко ухудшается качество почерка; рисунка (работа руки).

3. Двигательное беспокойство, поведенческое (ребёнок становится возбужденным, невнимательным).

4. Изменения в регуляции физиологических функций (у ребенка изменяется цвет лица: краснеет, бледнеет, покрывается пятнами, нарушается дыхание и сердцебиение, иногда падает или повышается кровеносное давление).

Начальными признаками утомляемости могут быть изменения в поведении (плаксивость, драчливость, агрессивность); стойкое снижение работоспособности (ребенок забывает то, что знает, допускает элементарные ошибки). Ребенок часто жалуется на головную боль, боль в желудочно-кишечном тракте, нарушается сон, аппетит. Если утомляемость становится хронической, то это негативно скажется и на физическом развитии, на состоянии здоровья (физического, психического, социального). Возникает вопрос: «А может ли работа совсем не утомлять, и если педагогу или родителю повезет создать такие условия, то будут ли они эффективны?» Тут следует заметить, что усталость имеет двойное биологическое действие. С одной стороны, она является защитной реакцией на перегрузки организма, а с другой – стимулирует процессы обновления, расширяет границы функциональных возможностей. При правильной организации деятельности та же нагрузка постепенно уменьшает утомляемость. Самые трудные для ребенка задания – чтение, написание элементов цифр и букв, решение задач.

Специальными исследованиями установлено: длительность непрерывного чтения в 6 лет не должна превышать 8 мин.; в 7-8 лет – 10 мин. Оптимальная продолжительность непрерывного письма – 2 мин. 40 сек. Согласно данной выше схемы наблюдается такая закономерность динамики работоспособности в течение дня. Чаще всего детям характерны два периода подъема умственной работоспособности на протяжении суток: первый – с 8.00 до 12.00; второй с 17.00 до 19.00. Днем с 13.00 до 15.00 и ночью с 21.00 до 5.00 работоспособность самая низкая.

Динамика работы в течении недели в той же закономерности: понедельник – вхождение в деятельность, вторник, среда – оптимум с наибольшей работоспособностью; а с четверга работоспособность начинает понижаться. Появляются первые признаки утомляемости. Но если в этот момент не дать организму отдохнуть, то в пятницу деятельность будет малоэффективной. Поэтому целесообразно четверг делать день неполного интеллектуального перегруза. Необходимо проследить динамику и в годовой работоспособности младших школьников (первые 6 недель с начала учебного года – период вхождения; организм после лета приспосабливается к новым учебным нагрузкам). Ориентировочно с октября по декабрь у детей наблюдается относительно стойкая и высокая работоспособность; дальше она снижается – поэтому необходим «отдых» – каникулы. После этого организм снова где-то 2 недели втягивается, затем наступает короткий период повышенной работоспособности. В середине февраля работоспособность снижается.

Из сказанного выше сделаем вывод: содержание учебного материала в начале занятия, в начале дня, недели, года должны быть по возможности облегченными (работоспособность в это время снижена, а функциональные нагрузки на весь организм повышены).

В мире существует общепринятая классификация людей по личностной динамики их работоспособности:

1. Для людей – «жаворонков» (четвертая часть всего населения) характерны высокая работоспособность в первой половине дня и снижение ее во II половине, особенно вечером (они рано ложатся и рано встают).

2. Для людей – «сов» (30 % населения) имеют обратную картину: время наибольшей интенсивности и продуктивности припадает на вечернее время (они поздно ложатся и поздно встают).

Оба типа отличаются характером физиологических функций: температурой тела, артериальным давлением, частотой пульса и др.

3. У людей – аритимиков, или «голубей» ( 45 % населения) суточная динамика работоспособности не имеет четко выраженных колебаний и обычно бывают на высоком (чаще) или низком уровне. Подобная динамика касается и эмоциональных реакций детей: «совы» – плаксивы и драчливы утром, а «жаворонки» – вечером. Для детей аритмиков («голубей») с низкой работоспособностью днем наиболее подходящим будет гибкий, щадящий режим нагрузок (на короткое или длительное время).

Большой вклад в исследовании работоспособности человека внес американский ученый Поль Брегг. Он утверждал, что ведущей силой нашего тела являются нервы. Нервная сила – источник всей жизни. Ученик, у которого она есть, активен и счастлив, здоров и жизнерадостен. Нервная сила и телесное здоровье внутренне взаимосвязаны. Тело человека – сложный механизм, а нервная сила – ритмичный фактор. Ее ж энергия, в свою очередь, зависит от гармоничной деятельности жизненных органов. На снижение резервов нервной силы влияют: плохое, нерегулярное, низкокалорийное питание, нехватка свежего воздуха, кислорода; недостаточный или поверхностный сон; физическое, эмоциональное и психическое изматывание или напряжение, переутомление, стрессы, дистрессы; гнев, тревога, ненависть, жадность; горе, сильное возбуждение и другие негативные эмоции. Такие дети и взрослые легко поддаются под влияние других, не верят в себя, в свои способности, становятся тревожными. Тревожность – главный признак низкой нервной силы, которая может привести к расстройству желудочно-кишечного тракта, потере уравновешенности, самоуверенности, хорошего настроения.

В организме ребенка налицо две формы нервной силы.

Первая – мышечная. Ее высокий уровень обеспечивает крепкое здоровье.

Вторая – духовная нервная сила или психическая энергия. Благодаря ей формируется нормальный интеллект, хорошая память, балансируются личностные качества человека, который учиться владеть эмоциями.

Поэтому при составлении плана и расписания занятий, режимных моментов необходимо учитывать динамики работоспособности, для того, чтобы вырастить детей здоровыми, оставаться здоровыми самим с наименьшими затратами.