html clock часы на сайт
MENU

Цель: диагностика и коррекция негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Исследовать и проанализировать эмоциональное состояние ребёнка;

2. Создать условия для развития навыков рефлексии своего эмоционального состояния и навыков управления эмоциями;

3. Обогатить эмоциональную сферу ребёнка;

4. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения;

5. Содействовать формированию коммуникативных навыков.

Возраст: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Форма работы: индивидуальная.

В индивидуальной и групповой работе я применяю различные элементы песочной терапии. В моём арсенале есть несколько видов песка: цветной кинетический песок, сухой кварцевый песок, песок для творчества; светопесочный стол, подносы, формочки, совочки, игрушки и другой необходимый инструментарий. Однако «очень важным при выборе техники и способа творчества является их нетрадиционность. Новые способы творчества мотивирует деятельность ребенка и удерживают его внимание. Также огромное значение имеет то, что ребенок получает нестандартный опыт, во время которого ослабевают защитные механизмы, и дошкольник получает свободу в самовыражении. В терапии результатом будет то, что психолог получит неосознанную ребенком проблему». Именно по этой причине из подручных материалов я создала игровой песочный модуль, используемый мной с целью дополнительного инструмента диагностики и коррекции негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.

«Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития». 

Игровой модуль сделан из поролонового ложемента, в котором мной были прорезаны дополнительные углубления, и разделён на четыре зоны:

  • «остров умиротворения, спокойствия, приятного настроения» (место с жирафом и пальмами);

  • «остров без имени» (место с ёлочкой и зайцем);

  • «остров печали и грусти» (место с акулой и водорослями);

  • «путь сообщения для людей и транспорта» (дорога как образ между своим и чужим миром).

Так как игровой песочный модуль многофункционален, то он может использоваться в различных вариациях. Так, при необходимости данные зоны трансформируются в иные согласно целям и задачам диагностикой и коррекционно-развивающей работы.

Модуль содержит различные мелкие игрушки (фигурки людей, животных, растительности, машинки, камни и так далее), которые дети выбирают по своему желанию, и заполнен тремя видами песка: розовый кварцевый песок, жёлтый кинетический песок, лазурный песок для детского творчества, а также искусственным снегом (пена для бритья+сода).

На этапе знакомства с модулем я озвучиваю ребёнку название островов и предлагаю выбрать игрушку, с которой он ассоциирует самого себя, а также игрушки, которые будут выполнять роль значимых в его жизни персонажей (люди, животные, неодушевлённые предметы). Выбор игрушек уже сам по себе диагностичен, однако требует дополнительных уточняющих вопросов от психолога. Далее я предлагаю смоделировать игровую ситуацию, например, путешествие героя к сказочным островам.

Одна из зон модуля — «остров без имени» предусмотрена в конструкции для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно дать ей название исходя из собственных предпочтений.

Организация модуля также подразумевает наличие восьми цветных флажков (красный, чёрный, зелёный, коричневый, синий, розовый, серый, жёлтый), которые я предъявляю ребёнку на завершающем этапе игры. После того как основные игровые манипуляции с модулем завершены, я прошу ребёнка расставить данные флажки около каждой игровой зоны. В интерпретации цветовых выборов я основываюсь на их характеристиках по М. Люшеру. Этап диагностики при помощи данного модуля занимает одну встречу и используется мной, как уже было сказано выше, в качестве дополнительного элемента при анализе эмоционального состояния ребёнка.

При последующих встречах я применяю игровой песочный модуль в коррекционной работе совместно с другими методами арт-терапии.