html clock часы на сайт
MENU

МЕТОД ВЕРБАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ

Источник: Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2005

Цель: исследование структуры межличностных отношений в группе детей.

Старшие дошкольники (5-6 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе психолог может задать ребенку следующие вопросы:

1. С кем из ребят твоей группы ты бы хотел дружить? А с кем дружить никогда не будешь?

2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения? А кого ни за что не позовешь?

3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом? А с кем никогда за один стол не сядешь?

Обработка и интерпретация

В результате данной процедуры каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол - матрицу выборов:

 

ФИО

Юра Г.

Боря М.

Инна С.

Света Д.

Коля П.

Юра Г.

 

+

 

-

-

Боря М.

+

 

+

 

+

 

 

Кол-во «+»

1

3

1

0

1

Кол-во « – «

2

0

1

3

2

Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:

  • Популярные – «звезды» – дети, получившие наибольшее количество (более 4-х) положительных выборов;

  • Предпочитаемые – дети, получившие 1-4 положительных выбора;

  • Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками);

  • Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей. Наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов. На основании ответов детей составляется социограмма группы, где достаточно четко видна структура межличностных отношений. Часто используют такие символы как треугольник (для мальчиков) и круг (для девочек).

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Источник: Консилиум – решение школьных проблем: нормативно-правовые документы, психодиагностические материалы / автор-сост. О.Б. Григорьева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

Инструкция: Уважаемые родители! Скажите, пожалуйста, чего боится ваш ребенок? Для этого ознакомьтесь внимательно с приведенными утверждениями. Отметьте номера тех утверждений, которые подходят вашему ребенку.

БЛАНК-ОПРОСНИК

1. Оставаться одному

16. Бури, урагана, грозы

2. Нападения бандитов

17. Высоты

3. Заболеть, заразиться серьезной болезнью

18. Глубины

4. Умереть

19. Быть одному в маленькой комнате, лифте

5. Смерти родителей

20. Воды

6. Злых людей

21. Огня

7. Маму, папу

22. Пожара

8. Наказания со стороны родителей

23. Войны

9. Бабу Ягу, чудовищ, невидимок и т.п.

24. Больших площадей

10. Опоздать в детский сад

25. Врачей (кроме зубных)

11. Засыпать

26. Крови

12. Страшных снов

27. Уколов

13. Темноты

28. Боли

14. Волка, собак, пауков, змей

29. Неожиданных резких звуков

15. Машин, поездов, самолетов

Сумма баллов:

 

Обработка и интерпретация

За каждый отмеченный номер утверждения начисляется один бал.

Подсчитывается общая сумма баллов. Наличие большого количества страхов у ребенка (больше 50 %) – следует рассматривать как показатель предневротического состояния. Таких детей следует пригласить на индивидуальное углубленное психодиагностическое обследование.

Все перечисленные страхи можно разделить на несколько групп:

Медицинские страхи - № 3, 25, 26, 27, 28;

Страхи нанесения физического ущерба - № 12, 15, 16, 20, 21, 22, 23, 29;

Страх смерти - № 4, 5;

Страх животных и сказочных персонажей - № 9, 14;

Страхи, связанные со сном - № 11, 12, 13;

Опосредованные страхи - № 1, 6, 7, 8, 10;

Пространственные страхи - № 17, 18, 19, 24.

Область ведущего страха определяется по большему количеству баллов в той или иной перечисленной группе страхов.