html clock часы на сайт
MENU

Диагностический инструментарий

Комплекс методик для диагностики познавательных процессов
Источник: Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

«БУСЫ»

Цель: выявление особенностей восприятия цвета знания названий основных цветов спектра и некоторых оттенков.

Процедура обследования

Перед ребенком выкладывают 9 кружков одного размера, но разного цвета (красный, темно-красный, синий, желтый, зеленый, светло-зеленый, оранжевый, фиолетовый, голубой), и предлагают собрать «бусы», располагая кружки в той последовательности, которую назовет взрослый. После выполнения задания ребёнка просят назвать цвета «бусинок».

Для ребенка пяти лет удовлетворительным считается самостоятельное правильное выполнение задания.

«ВКЛЮЧЕНИЕ В РЯД»

Цель: выявление умения устанавливать отношения между предметами по величине.

Материал: 7—10 мисочек одинаковой формы, но разного размера, которые могут быть упорядочены как элементы сериационного ряда.

Перед ребёнком выстраивают сериационный ряд из элементов. Взрослый предлагает ребенку игру: «Ты закроешь глаза, а я выну одну из мисочек. Когда ты откроешь глаза, найди её место и поставь снова в ряд». После того как извлекают мисочку, ряд сдвигается. Предлагают 3—4 пробы.

Оценка результатов

Высокий уровень— выполнение задания на основе зрительного соотнесения величин элементов ряда.

Средний уровень — выполнение путём промеривания (неполное зрительное соотнесение).

Низкий уровень — ребёнок ставит элемент ряд без учёта его величины.

«РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ»

Цель: выявление степени овладения зрительным синтезом — объединением элементов в целостный образ.

Материал: картинки, состоящие из нескольких частей (от двух до шести).

Части картинок раскладывают перед ребенком так чтобы ему нужно было не просто сдвинуть их вместе, а придать им нужное пространственное положение.

Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Если ребенок не называет, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части — и посмотрим, что нарисовано на картинке». Картинки предъявляют по очереди — от двухсоставной до шестисоставной. Собранную картинку убирают, затем предъявляют следующую.

Оценка результатов

Высокий уровень — выполнение задания на основе зрительного соотнесения. Допустимы 1—2 прак­тические пробы в случае шестисоставной картинки.

Средний уровень — правильное сложение картинок, достигнутое путём проб, прикладываний (3— 6 составных).

Низкий уровень — картинки составляют с многочисленными неадекватными пробами или вовсе не выполняют задание.

 

«ДОРИСОВЫВАНИЕ ФИГУР»

Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Материал: 10 карточек размером вполовину стандартного листа (А5), на каждой из которых нарисована небольшая (примерно 1x2 см) фигурка неопределенной формы, набор карандашей (в другом варианте методики предлагается простой карандаш).

 Ребенку говорят: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка — любая, какую ты захочешь». Затем дают листок с фигуркой. После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Как называется картинка? Что это?» Ответ записывают и дают следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.

Набор 1 набор 2

Если ребенок не принимает инструкцию (обводит Фигурку, рисует рядом что-то свое, не используя её, рисует непредметное изображение — «узор» и т. п.), экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом, портфель, вагон, машину, которая едет по улице города, и т. п. Затем следует снова попросить ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются.

Оценка результатов

Для оценки уровня выполнения задания каждым ребенком подсчитывают коэффициент оригинальности (КО) — количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребёнку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фи­гурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, КО равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20—25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

Имя, фамилия

КО

Фигуры для дорисовывания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Галя Н.

4

цветок

дом

кукла

цветок

дом

лист

флаг

гриб

ухо

колесо

                       

 

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания; по вертикали — имена детей. Под каждой фигуркой записывается, какие изображения выполнил ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы по одной и той же фигурке у разных детей) выделяют (например, зачеркивают). Количество незачеркнутых ответов — КО каждого ребенка. Затем выводят средний КО по группе (индивидуальные величины КО суммируются и делятся на количество дестей в группе).

Низкий уровень выполнения задания — КО меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень — КО равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень — КО выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выпол­нения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не понимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или делают беспредметное изображение («такой узор»), иногда эти дети (для 1—2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся — самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы).

 
РИСУНОЧНАЯ МЕТОДИКА «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. С.В. Велиева. – СПб: Речь, 2007.

 

Методика предназначена для работы с детьми 5-ти лет и старше.

Критерии оценки агрессии/агрессивности

Критерии

Баллы

1

Сильная, уверенная линия рисунка

0; 1

2

Неаккуратность рисунка

0; 1

3

Большое количество острых углов

0; 1; 2

4

Верхнее размещение углов

0; 1

5

Крупное изображение

0; 1

6

Голова повернута вправо или влево

0; 1

7

Хвост поднят вверх

0; 1

8

Угрожающее выражение

0; 1

9

Угрожающая поза

0; 1

10

Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти)

0; 1; 2

11

Хищник

0; 1

12

Вожак или одинокое животное

0; 1

13

При нападении «дерется на смерть», всех убивает

0; 1

14

Ночное животное

0; 1

 

Общая сумма баллов:

 

 

Уровень актуализации агрессии: 12 – 16 баллов – высокий;

7 – 11 баллов – выше среднего;

4 – 6 баллов – средний;

1 – 3 балла – низкий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ РИСУНОК «Я В ДЕТСКОМ САДУ»

Источник: Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб.пособие для студентов высших пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2001

Цель: выявление признаков дезадаптации.

Материал для работы: лист белой бумаги стандартного размера А4 и карандаши восьми «люшеровских» цветов.

Детям предлагается выполнить рисунок на тему «Я в детском саду»

Инструкция: Нарисуй(те) себя в детском саду.

Обработка и интерпретация

Обработка проводится в соответствии с общими принципами рисуночных тестов, в частности, характером сюжета рисунка. Наличием декоративных элементов, дополнительных элементов и др.

На основании анализа рисунков выделяются 3 группы детей:

с отсутствием признаков дезадаптации – 1-я группа;

с наличием нескольких признаков дезадаптации – 2-я группа;

с явно выраженной дезадаптацией.

Общие отличия рисунков детей 1-й и 3-й группы:

Цветовые – у детей 1-й группы преобладают яркие цвета, 3-й группы – черный и серый;

Сюжетные – у детей 1-й группы изображен учебно-игровой процесс, 3-й группы – уход домой;

В изображении людей – у детей 1-й группы присутствуют несколько человек, чаще с воспитателем, 3-й группы – люди отсутствуют или наличествует один ребенок, реже один воспитатель;

В изображении воспитателя – у детей 1-й группы фигура воспитателя изображена адекватно, 3-й группы – в доминантной либо агрессивной позиции.