html clock часы на сайт
MENU

Особенности психического развития.

Известно, каким трудным оказывается для многих детей переход к школьному обучению. Даже хорошо подготовленные дети в первое время испытывают трудности. Что же касается недостаточно подготовленных, то их адаптация растягивается на долгие месяцы, порой на весь учебный год. Длительные неудачи в учении, как правило, переходят в неуспеваемость. Возникает отрицательное отношение к учебе, к учителю, к школе вообще. Заблаговременное выявление особенностей подготовленности детей к школьному обучению позволяет дать родителям рекомендации, как лучше подготовить ребенка к поступлению в школу, определить индивидуальный подход к ребенку.

До сих пор в отечественной педагогике и психологии существуют разнообразные подходы к пониманию психологической готовности к школьному обучению. Спорным остается и вопрос о “ядре” такой готовности. Чаще всего выделяют такие компоненты готовности, как интеллектуальная, личностная, эмоционально-волевая и социально-психологическая. Каждый из названных компонентов психологической готовности является необходимым и требует учета в процессе подготовки ребенка к систематическому обучению в школе.

Шадриков В.Д. предлагает ввести такое понятие как “стартовая” готовность к обучению в школе [8]. Он считает, что психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения. Поэтому целесообразно выделять первичную и вторичную готовность. В начале школьного обучения успешность усвоения знаний во многом зависит от уровня развития отдельных индивидуально-психологических качеств ребенка (мотивов, уровня обобщения, зрительного анализа и др.). Все эти психические функции так или иначе связаны друг с другом, но эти связи формировались в дошкольных видах деятельности, содержание и организация которых отличается от содержания и организации учебной деятельности в школе. Поэтому структура индивидуальных качеств ребенка до начала школьного обучения еще мало приспособлена для учения. И только в учебном процессе, под руководством учителя, в результате усвоения знаний и умений, и самой учебной деятельности в исходной структуре индивидуальных качеств учащегося (стартовой готовности к обучению в школе) происходят значительные изменения, которые можно назвать настройкой на учебную деятельность и усвоение знаний в условиях школьного обучения. Успешность обучения теперь во многом зависит от организации учебных качеств учащегося, т.е. от того, насколько хорошо они взаимодействуют, обеспечивая необходимое качество усвоения знаний. Таким образом формируется вторичная готовность к обучению в школе. Автор выделяет базовые учебно-важные качества в структуре стартовой готовности к школе, которые непосредственно влияют на успешность усвоения программного материала: мотивы учения; зрительный анализ (образное мышление); уровень обобщений (предпосылки логического мышления); способность принимать учебную задачу; валидные навыки (элементарные речевые, математические и учебные знания и умения); графический навык; произвольность регуляции деятельности; обучаемость; вербальная механическая память.

Практический психолог ДОУ принимает активное участие в подготовке детей к школьному обучению, а именно:

1. Проводит психологическую диагностику уровня готовности детей к школе (входная – в октябре, заключительная – в марте-апреле).

2. Разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов по повышению уровня готовности детей к школе совместно с другими специалистами ДОУ.

3. Проводит коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими проблемы в подготовки к школе.

4. Консультирует родителей и воспитателей по вопросам индивидуализации процесса подготовки к школе.

5. Помогает оптимизировать процесс преемственности между ДОУ и школой путем мониторинга процесса адаптации выпускников ДОУ.

В ходе диагностического обследования “стартовой” готовности ребенка к школьному обучению необходимо изучить:

  • особенности мотивационной готовности детей к школе;

  • особенности развития внимания;

  • особенности механической и ассоциативной памяти;

  • предпосылки учебной деятельности – слушать и точно выполнять указания взрослого, подчинять свои действия определенному правилу;

  • уровень развития наглядно-образного мышления;

  • особенности развития воображения;

  • особенности развития мелкой моторики (зрительно-моторная координация).

В ходе диагностического обследования необходимо обращать внимание на следующие моменты: коммуникабельность ребенка, развитие речи, понимание инструкции к заданиям, темп выполнения задания, умственная работоспособность.

Организация психодиагностической работы проходит под руководством практического психолога в октябре и марте-апреле. По результатам осеннего обследования выявляют детей с недостаточно сформированной готовностью к обучению к школе и проводят с ними коррекционно-развивающую работу. Результаты весеннего обследования позволяют определить эффективность развивающей и коррекционной работы, проведенной в подготовительной группе, а также сформулировать совместно со школьным психологом и учителем начальных классов рекомендации по организации и содержанию развивающей работы с детьми в школе.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Источники: Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003;

Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2003

 

Исследуемая функция

Название методики

Мотивационная готовность

А.Л. Венгер, Е.А. Бугрименко. «Отношение ребенка к школе».

Развитие внимания

Методика «Треугольники»

Развитие памяти

А.Р. Лурия. 10 слов.

«Пиктограмма»

Развитие наглядно-образного мышления

В.В. Холмовская. «Рыбка»

Уровень обобщения

Е.Л. Агаева. Классификация по заданному принципу

Сформированность предпосылок учебной деятельности

Д.Б. Эльконин. Графический диктант

Развитие зрительно-моторной координации

А.Керн-Я.Йирасек. Субтест «Копирование письменных букв»

ОПРОСНИК “ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ”

1. Хочешь ли ты идти в школу?

2. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

3. Как, по-твоему, лучше учиться: дома с мамой или в школе с учительницей?

Оценка результатов

Знак + ставят при следующих ответах:

1-й вопрос – утвердительный ответ;

2-й вопрос – указания на занятия, получение знаний (ответы, в которых называют только “игры с ребятами” и “перемена”, или указывается: в школе “не надо спать” и т.п., оценивают знаком «-»).

3-й вопрос – предпочтение школьного обучения домашнему.

Итоговый уровень сформированности положительного отношения к школе:

В (высокий уровень) – 3 +

С (средний уровень) – 2 +

Н (низкий уровень) – 1 + или 0

 

МЕТОДИКА «ПИКТОГРАММА»

Цель: Выявление уровня развития ассоциативного зрительно-словесного запоминания

Материал: простой карандаш, лист бумаги А-4.

Инструкция: Я тебе буду говорить слова, а ты к каждому из них сделаешь какой-нибудь рисунок, который потом напомнит тебе это слово. Постарайся сделать рисунок побыстрее, иначе мы не успеем, потому что слов у нас много. Не нужно чтобы рисунки были хорошими. Надо только, чтобы они напоминали тебе те слова, которые я буду говорить.

Примерный перечень слов: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.

Если же первый рисунок ребенок делает очень подробным, то напомните ему, что не надо делать настоящий рисунок, надо только чтобы он напомнил тебе слово.

После того как сделаны рисунки ко всем словам, листок забирается. Вспомнить название слов по рисункам предлагается в конце обследования или на следующий день.

Оценка результатов:

В (высокий уровень) – ребенок правильно вспоминает все слова, легко находит и изображает образцы-ассоциации ко всем словам.

С (средний уровень) – затрудняется в подборе ассоциаций к абстрактным словам; вспоминает не все слова.

Н (низкий уровень) – затрудняется подобрать ассоциации в большинстве случаев, и его образцы-изображения неадекватны и малопонятны. Вспоминает не все слова (меньше 8-9 слов).

МЕТОДИКА «10 СЛОВ»

Цель: изучение особенностей памяти, выявление истощаемости, утомляемости, неустойчивости внимания.

Набор слов: дом, лес, окно, игла, брат, стул, гриб, конь, мед, стол.

Инструкции: перед первым предъявлением: “Сейчас я назову 10 слов. Выслушай их внимательно, постарайся все запомнить. Когда я закончу произносить слова, повтори все те слова, которые ты запомнил. Повторять можешь в любом порядке, как запомнил”. Перед вторым предъявлением: “Сейчас я снова назову те же слова, и ты опять их повторишь – и те, которые уже называл, и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе, в любом порядке”. Перед следующими предъявлениями психолог просто говорит: “Еще раз”.

Порядок работы: Всего один и тот же ряд слов предлагается ребенку 5 раз. Через час ребенок должен припомнить все слова и назвать их. Перед каждым предъявлением дается инструкция, после каждого предъявления ребенок устно производит все запомнившиеся слова. Результаты каждого воспроизведения фиксируются психологом в протоколе (в соответствующей графе ставится + или -. Фиксируются также слова, не произносимые психологом, но по какой-то причине называемые ребенком в процессе ответа. Особенно важно, если ребенок повторяет эти слова после нескольких проб.

Обработка полученных данных: по заполненному в процессе обследования протоколу рисуется индивидуальный график, называемый “кривой запоминания”. На этом графике по оси х откладываются номера воспроизведений (их всего 5), а по оси у – количество правильно воспроизведенных слов.

Анализ данных: в норме кривая запоминания идет вверх. Дошкольники могут так и не повторить всех десяти слов. Восемь-девять слов – также норма. При органических поражениях мозга кривая носит иной характер: после незначительного подъема она образует плато, то есть воспроизводится одно и то же количество одних и тех же слов. Характерно также называние других слов.

При астении кривая сначала идет вверх, а затем кривая падает вниз.

При неустойчивости внимания и его колебаниях кривая имеет зигзагообразный характер.

Количество слов, воспроизведенных спустя час после последнего предъявления, позволяет судить о возможностях долговременной памяти ребенка. Она может оказаться значительно слабее кратковременной, что свидетельствует о неблагоприятном учебном прогнозе, необходимости специальной работы с ребенком. Ситуация может быть и обратной: ребенок неожиданно воспроизведет и те слова, которые не смог вспомнить сразу. Это свидетельствует об особенностях когнитивной организации ребенка, требующемся ему латентном периоде для качественного усвоения материала.

Наконец, “застревание” школьника на отсутствующих в тестовом ряду словах может свидетельствовать о расторможенности когнитивных процессов, низкой производительности интеллектуальной деятельности, расстройствах функции сознания.

 

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ

ФИО ребенка

Дата обследования

 

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мед

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Через час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИКА «ТРЕУГОЛЬНИКИ»

Цель: исследование переключаемости внимания.

Материал :чистый лист бумаги (можно линованный) и карандаш.

Ход работы: ребенку предлагается начертить 3 строки треугольников, обращенных вершиной вверх, а затем еще три строки треугольников, обращенных вершиной вниз.

Инструкция: Нарисуй, пожалуйста, на этом листе три строчки треугольников, обращенных своей вершиной (острием) вверх: (показать)”.

После того как ребенок выполнит это задание, ему дается новая инструкция, которую он должен выполнить сразу, не делая остановки после первого задания.

“А теперь нарисуй следующие три строчки треугольников, но так, чтобы они были расположены вершиной (острием) вниз”.

Обработка данных

Анализируется качество выполнения испытуемым первого и второго заданий, ошибки, которые, возможно, появились при переходе от первого задания ко второму, их характер.

Кроме качественного анализа, сделать заключение о развитии у ребенка переключаемости внимания помогает и количественный анализ, проводимый в соответствии со следующими критериями оценки полученных результатов:

5 баллов – ребенок правильно выполняет второе задание. Это свидетельствует о развитой переключаемости внимания, его хорошей концентрации и устойчивости, отсутствии даже незначительных признаков инертности;

4 балла – ребенок допускает ошибки при рисовании первых трех фигур второго задания, а затем выполняет его правильно. Это указывает на негрубо выраженные нарушения, а именно, на замедленную переключаемость и врабатываемость;

3 балла – имеются ошибки, исправленные самим ребенком по ходу выполнения второго задания. Это говорит о некотором нарушении переключаемости внимания, выражающемся в единичных случаях “застревания” на предыдущем действии;

2 балла – первые один-три треугольника второго задания выполнены правильно, а затем – ошибочно. Это свидетельствует об отчетливых нарушениях переключения внимания;

1 балл – отказ от выполнения второго задания или сразу же после второй инструкции появляются ошибки. Это указывает на выраженные нарушения переключаемости внимания, стойкое “застревание” на предыдущем действии.

 

МЕТОДИКА «КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЗАДАННОМУ ПРИНЦИПУ»

Цель: выявление уровня развития элементов логического мышления и обобщения.

Материал: два комплекта предметных картинок (по шесть картинок в каждом). На шести картинках изображено по одному предмету и на шести по несколько предметов (живых существ). Две карточки – одна с условным обозначением множества (например, три треугольника) и одна с условным обозначением единицы (один треугольник).

Инструкция: Психолог говорит ребенку: “Посмотри, эти картинки можно разделить на две группы: одни картинки подходят к этой картинке (показывает карточку с условным обозначением множества), а другие – к этой (показывает карточку с условным обозначением единицы). Разложи картинки на две группы.

Оценка результатов

В (высокий уровень) – самостоятельное выполнение задания.

С (средний уровень) – задание выполнено с ошибками, но ребенок с помощью взрослого, косвенно раскрывающего непонятный принцип классификации, исправляет их.

Первая помощь состоит в следующем: психолог убирает из двух составленных ребенком групп лишние картинки (из группы множество – единичные, из группы один – те, где нарисовано несколько предметов) и говорит ребенку: “Эти картинки сюда не подходят. Разложи их так, чтобы каждая из них подходила к своей группе”. Взрослый указывает на группы в целом и специально на картинки с условным обозначением один и много.

Если ребенок не выполняет задание, взрослый еще раз приходит на помощь. Теперь убираются все карточки, разложенные ребенком, повторяется инструкция, и взрослый начинает сам классифицировать карточки, выложив 2-3 из них. Дальше ребенок действует самостоятельно.

Н (низкий уровень) – выполнение задания только под руководством психолога, предлагающего ребенку способ решения: “Сюда положи картинки, где нарисовано много предметов, а сюда – картинки, где нарисован один их них”.

 

МЕТОДИКА «РЫБКА»

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления и организации деятельности.

Материал: набор строительных элементов (например, разрезных картинок), из которых ребенок должен построить рыбку, изображенную на рисунке:

Инструкция: В начале обследования психолог спрашивает ребенка: “Как ты думаешь, что здесь нарисовано?” Психолог помогает ребенку, если тот затрудняется ответить: “Может это рыбка? Это похоже на рыбку?” После того как выяснилось, что на схеме изображена рыбка, психолог говорит: “Построй из элементов такую же рыбку”.

Оценка результатов

В (высокий уровень) – построение ребенком конструкции без помощи взрослого и без ошибок, что достигается благодаря полному предварительному анализу схематического изображения и четкой организации деятельности по воспроизведению образца.

С (средний уровень) – допускаются ошибки лишь со сложными фигурами и элементами схемы рыбки (рот, плавники). Эти ошибки исправляются ребенком либо самостоятельно (после указания взрослого на то, что есть ошибки), либо с помощью взрослого (подробный анализ положения призмы на схеме или показ образца действия). В остальном задание выполняется самостоятельно на основе полного анализа схемы.

Н (низкий уровень) – отсутствие положительного результата или выполнение задания с многочисленными ошибками, которые исправляются с помощью взрослого.

 

МЕТОДИКА «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

Цель: диагностика развития произвольности (умения слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец).

Материал: тетрадный лист в клетку, на котором, отступив 4 клетки от левого обреза, ставится три точки одна под другой (расстояние между ними оп вертикали – 7 клеток).

Ход работы: с помощью данной методики обследуются дети 6-7 лет. Обследование можно проводить как в группе детей, так и индивидуально. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае если ребенок окажется левшой, психолог должен сделать соответствующую запись в протоколе).

Инструкция: Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно меня слушать - я буду говорить в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не кажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь (дается реальный ориентир, имеющийся в комнате). Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так – к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх, а теперь – на три клетки направо (слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске).

После этого переходят к рисованию тренировочного узора.

Инструкция к тренировочному узору: Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию : одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами.

Образец тренировочного узора:

Во время работы над этим узором психолог ходит по рядам и исправляет допущены ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и психолог следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали узор с нужной точки. Диктуя, нужно соблюдать достаточно длинные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается 1,5-2 минуты. Детей следует предупредить, что не обязательно занимать всю ширину страницы.

Основной эксперимент включает в себя рисование двух узоров.

Инструкция 1): теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. А теперь сами продолжайте рисовать этот узор.

Инструкция 2): Все. Этот узор дальше рисовать не надо. Мы займемся последним узором. Поставьте карандаш на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор.

Образцы узоров основного эксперимента:

1 ) 2)

 

 

Оценка результатов

Анализируя результаты выполнения заданий, следует порознь оценить действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй – о степени самостоятельности ребенка в учебной работе. И в том, и в другом случае можно ориентироваться на такие качественные критерии:

В (высокий уровень) – оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки;

С (средний уровень) – оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или один узор сделан безошибочно, а второй вовсе не соответствует диктуемому;

НС (ниже среднего) – один узор частично соответствует диктуемому, другой – вовсе не соответствует;

Н (низкий уровень) – ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемому.

Можно использовать также количественные критерии (при этом результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются):

4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” и т.п. не учитываются и не снижают оценки);

3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

2 балла – восприозведение с несколькими ошибками;

1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором;

0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.

За самостоятельное продолжение узора оценка производится по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4 баллов.

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из двух соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования и может колебаться в пределах от 0 до 8 баллов. Аналогично выводится итоговая оценка за самостоятельное продолжение узора. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов). СБ позволяет определить уровень сформированности изучаемых умений :

0 – 1 балл – низкий уровень;

2 – 4 балла – уровень ниже среднего;

5 – 10 баллов – средний уровень;

11 – 13 баллов – уровень выше среднего;

14 – 16 баллов – высокий уровень.

 

МЕТОДИКА «КОПИРОВАНИЕ ПИСЬМЕННЫХ БУКВ»

Цель: выявление уровня зрительно-моторной координации.

Инструкция: Ребенку предлагают скопировать простое предложение из трех слов, написанное письменными буквами русского языка (7-9 букв). Расстояние между словами образца примерно в полбуквы Ю (Он ел суп. Кот да мыши.)

Оценка результатов

В (высокий уро