html clock часы на сайт
MENU

Особенности психического развития.

Более активное использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка, открытие новых сторон окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему?».

Ребенок развивается, становится более выносливым физически. Это стимулирует развитие психической выносливости. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

В этом возрасте сверстники становятся более значимыми и интересными. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают формироваться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственных ощущений. Ребенок может с помощью словесного описания представить то, чего никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения.

Продолжает активно развиваться воображение, в процессе фантазирования ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий.

Следует обратить внимание и на то, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания начинают постепенно переходить в устойчивые негативные образования.

Процедура психодиагностического обследования.

Психологическое обследование детей 4-5-ти лет проводится психологом в соответствии с годовым планом работы по трем направлениям: психологическое обследование детей, экспертный опрос педагогов, опрос родителей.

Психологическое обследование детей средней возрастной группы включает следующие методики:

- для диагностики уровня интеллектуального развития – методики «Цветные коврики», «Пирамидка», «Коробка форм»; дополнительно может использоваться методика Г. П. Шалаевой «Интеллектуальный тест» (см приложение);

- для диагностики эмоциональной сферы – рисуночная методика «Кактус»;

- для диагностики системы отношений – тематические рисунки на тему

«Мой воспитатель» и «Моя семья»; социометрическая методика «Капитан корабля».

Экспертный опрос педагогов проводится при помощи методики П.А. Мясоед «Экспрес-диагностика уровня психического развития дошкольников» (см Диагностический минимум 3).

Для опроса родителей используется «Анкета для родителей», позволяющая выявить уровень тревожности и агрессивности у каждого ребенка.

 

Диагностический инструментарий

Комплекс методик для диагностики познавательных процессов

Источник: Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

 

Обследование проводится психологом в индивидуальной форме. Примерная продолжительность обследования одного ребенка 5-7 минут.

 
МЕТОДИКА «ЦВЕТНЫЕ КОВРИКИ»
Цель: определение особенностей зрительного восприятия, знания основных цветов.

Материал: 6 цветных карточек – красная, синяя, желтая, зеленая, оранжевая, голубая.

Ребенку предлагают выбрать поочередно карточки-«коврики» называемых цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Затем психолог поочередно показывает карточки и предлагает назвать их цвет. Результаты фиксируются на бланке.

 

Бланк обследования ________________________________________

 

 

ФИО

Выбор цвета по названию

Называние цвета

К

Ж

З

С

О

Г

К

Ж

З

С

О

Г

……

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

……

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

……

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

……

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для детей 4-х лет удовлетворительным считается, если ребенок правильно выбирает все основные цвета и сам называет 4-6 цветов.

 

МЕТОДИКА «ПИРАМИДКА»

Цель: выявление уровня восприятия предметов по величине и овладение предметными действиями.

Материал: детская пирамидка из 5-7 элементов.

Процедура обследования

Психолог показывает образец пирамидки, фиксируя внимание ребенка на том, что пирамидка ровная: «Посмотри, какая ровная пирамидка». Затем образец разбирают и элементы выкладывают перед ребенком в случайном порядке. Ребенка просят собрать пирамидку, как было. Если ребенок затрудняется, то психолог показывает ему на первых двух элементах, как надо выполнять задание.

Оценка результатов

Высокий уровень – выполнение задания на основе зрительного соотнесения.

Средний уровень – примеривание, сопоставление элементов пирамидки до надевания на стержень.

Низкий уровень – отсутствие самостоятельного решения. В этом случае ребенку можно предложить выполнить задание с меньшим количеством элементов.

 

МЕТОДИКА «КОРОБКА ФОРМ»

Цель: оценка восприятия формы и пространственных отношений.

Задание требует от ребенка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры в пространстве.

Материал: Ящик с прорезями и объемные вкладыши. Основания этих вкладышей соответствуют по форме прорезям ящика и представляют собой геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, многогранник.

Процедура обследования

Перед ребенком раскладывают фигуры — вкладыши и ставят ящик с прорезями. «У нас есть необычный почтовый ящик и необычные письма. Для каждого письма — своё окошечко. Постарайся опустить письма в этот почтовый ящик». Ребенок должен поместить

фигуры-вкладыши в ящик через соответствующие им прорези.

Оценка результатов

Высокий уровень— решение задачи на основе зрительного соотнесения основания фигуры с про­резью в ящике.

Средний уровень — простые фигуры (круг, квадрат) зрительно соотносятся с прорезями, а сложные примериваются к разным, в том числе не соответствующим нужным прорезям.

Низкий уровень — выполнение задания путем проб и ошибок (ребенок пытается протолкнуть сна­чала один, потом другой и т. д. вкладыш в одну и ту прорезь).

 

МЕТОДИКА «КАКТУС»

Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. С.В. Велиева. – СПб: Речь, 2007.

 

Методика предназначена для работы с детьми старше 3-х лет.

Цель: определение эмоциональных ребенка, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность и т.п.

При проведении диагностики испытуемому выдают лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь.

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

 

Обработка и интерпретация

При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристика линий, сила нажима карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:

Агрессивность – наличие иголок, сильно торчащих, длинных, близко расположенных друг от друга.

Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – использование ярких цветов (вариант с цветными карандашами), изображение «радостных» кактусов.

Тревожность – использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертность – на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – дикорастущие, пустынные кактусы.

После завершения работы ребенку предлагают вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то что это за растение?

5. Когда кактус подрастет, то как он изменится?

При интерпретации выполненных рисунков необходимо учитывать изобразительный опыт ребенка (наличие или отсутствие его), использование стереотипов, шаблонов с учетом возрастных особенностей.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РИСУНКИ «МОЙ ВОСПИТАТЕЛЬ» И «МОЯ СЕМЬЯ»

Источник: Тестирование детей / Автор-составитель В. Богомолов. - Ростов н/Д: Феникс, 2003

Методики предназначены для детей 4-7 лет.

Материал: листы бумаги различного цвета, краски.

Процедура обследования: до начала рисования ребенку дают разноцветные листы бумаги (серый, коричневый, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, синий, черный) и предлагают сказать, какой цвет из предложенных больше всего нравится, а какой больше всего не нравится. Если ребенок затрудняется назвать один цвет, то ему можно предложить выбрать два соответствующих цвета. После этого вновь дают такие же листы бумаги, на обратной стороне любого из которых предлагают нарисовать рисунок на ту или иную тему. Если рисунок выполняется на листе бумаги того цвета, который нравится, то это свидетельствует о позитивном отношении, если того цвета, что не нравится – то о негативном отношении, если на листе какого-то другого цвета – то о нейтральном отношении.

Оценка результатов

Тематический рисунок «Мой воспитатель»

1) проявление отношения к воспитателю: старательность или небрежность рисунка, удовольствие или нежелание рисовать, использование красок, место расположения в общей композиции, тщательность прорисовки линий, степень приближенности или отдаленности от детей;

2) восприятие ребенком разных сторон деятельности воспитателя. Обращается внимание на сюжеты и содержание рисунков, на то, каким видам деятельности воспитателя отдается предпочтение;

3) мотивация выбора воспитателя в рисовании. Сравниваются мотивы отношения детей к воспитателю;

4) цвет листа бумаги, на котором выполнен рисунок (нравится, не нравится).

Тематический рисунок «Моя семья»

1) реальные и воображаемые члены семьи;

2) содержание рисунков: портреты, изображение совместной деятельности, взаимодействия ребенка с самым любимым человеком, изображение профессионально-трудовой деятельности взрослых, изображение бытового труда, изображение отдыха и развлечений;

3) половые различия в отношении дошкольников к членам семьи (чьи образы чаще встречаются в рисунках девочек и мальчиков);

4) процесс рисования: увлеченность или равнодушие к изображаемому, старательность, аккуратность или небрежность при изображении членов семьи;

5) словесные комментарии к рисунку;

6) цвет листа бумаги, на котором выполнен рисунок (нравится, не нравится)

 

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КАПИТАН КОРАБЛЯ»

Источник: Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2005

Цель: исследование структуры межличностных отношений в группе детей.

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

1. Если бы ты был (была) капитаном корабля, кого из группы ты взял (ла) бы с собой в дальнее путешествие?

2. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

Обработка и интерпретация

В результате данной процедуры каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол - матрицу выборов:

Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:

  • Популярные – «звезды» – дети, получившие наибольшее количество (более 4-х) положительных выборов;

  • Предпочитаемые – дети, получившие 1-4 положительных выбора;

  • Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками);

  • Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей. Наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов. На основании ответов детей составляется социограмма группы, где достаточно четко видна структура межличностных отношений. Часто используют такие символы как треугольник (для мальчиков) и круг (для девочек).

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Источник: Гатанова Н., Тунина Е. Программа развития и обучения дошкольника. Тесты для детей 4,5,6 лет. – СПб: Нева; М.: Олма-пресс образование, 2002.

Инструкция: Уважаемые родители! Если Вы согласны с тем, что данное утверждение характеризует поведение вашего ребенка, поставьте знак «+», если нет – знак «- ».

 

Характеристика

Ответ

1

Выполняя работу, ребенок быстро устает

 

2

Ребенку трудно сосредоточиться

 

3

Любое занятие вызывает у ребенка излишнее беспокойство

 

4

Малыш очень напряжен и скован во время выполнения заданий

 

5

Ребенок легко смущается

 

6

Ребенок часто говорит о возможных неприятностях

 

7

В незнакомой остановке малыш, как правило, краснеет

 

8

Ребенок рассказывает, что ему снятся страшные сны

 

9

Обычно руки у малыша холодные и влажные

 

10

Нередко бывает расстройство кишечника

 

11

Волнуясь, ребенок сильно потеет

 

12

У ребенка плохой аппетит

 

13

Малыш с трудом засыпает и беспокойно спит

 

14

Ребенок пуглив, многое вызывает у него страх

 

15

Ребенок легко расстраивается

 

16

Часто не может сдержать слезы

 

17

Плохо переносит ожидание

 

18

Берется за новое дело без желания

 

19

Не уверен в себе, в своих силах

 

20

Пасует перед трудностями

 

 

Сумма баллов:

 

21

Ребенка практически никогда нельзя переспорить

 

22

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

 

23

Когда кто-то причиняет ему зло, обязательно старается отплатить тем же

 

24

Иногда ругается без всякой причины

 

25

Получает удовольствие, когда ломает игрушки, что-то разбивает, разрывает

 

26

Иногда так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение

 

27

Иногда ведет себя так, будто в него вселился злой дух

 

28

Очень не любит, когда кто-то подшучивает над ним

 

29

Кажется, что иногда ему хочется сделать что-то плохое, чтобы шокировать окружающих

 

30

Если он получает необычное распоряжение, то старается сделать все наоборот

 

31

Часто не по возрасту ворчлив

 

32

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

 

33

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других

 

34

Неудачи вызывают у него сильное раздражение и желание найти в этом виновных

 

35

Легко ссориться, вступает в драку

 

36

Старается общаться с младшими и физически более слабыми людьми

 

37

У ребенка часто бывают приступы мрачной раздражительности

 

38

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится

 

39

Очень самоуверен, считает, что любое задание выполнит лучше всех

 

40

Не прочь подразнить животных

 

 

Сумма баллов:

 

Обработка и интерпретация

Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.

Подсчитайте сумму положительных ответов по шкале тревожности (утверждения 1 - 20), и по шкале агрессивности (утверждения 21 - 40). Определите уровень тревожности и агрессивности, сопоставив полученные результаты с таблицей 1.

Таблица 1.

Уровень

Количество баллов

Высокий

15 – 20

Средний

7 – 14

Низкий

1 - 6

 

Краткая характеристика и рекомендации.

Дети с высоким уровнем тревожности нуждаются в постоянном подбадривании, поощрении. Необходимо внушать ребенку, что у него все получится, он справится с заданием, сумеет преодолеть трудности и свои страхи. Научите малыша расслабляться, снимать напряжение, используя подвижные игры, танцы, аутотренинг. Во время занятий с ребенком, давайте ему посильные задания, постепенно усложняя их, обязательно обращайте внимание малыша на его достижения и успехи.