html clock часы на сайт
MENU

 

Диагностический инструментарий

Комплекс методик для диагностики познавательных процессов
 

Обследование проводится психологом в индивидуальной форме. Примерная продолжительность обследования одного ребенка 5-7 минут.

МЕТОДИКА «ЦВЕТОВЫЕ КОВРИКИ»

Цель: определение особенностей зрительного восприятия, знания основных цветов.

Материал: 6 цветных карточек – красная, синяя, желтая, зеленая, оранжевая, голубая.

Ребенку предлагают выбрать поочередно карточки-«коврики» называемых цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Затем психолог поочередно показывает карточки и предлагает назвать их цвет. Результаты фиксируются на бланке.

Бланк к методике

 

Выбор цвета по названию

Называние цвета

 

К

Ж

З

С

О

Г

К

Ж

З

С

О

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для детей 3-х лет достаточно правильного выбора 3-4 цветов и названия 2-3 карточек.

 

МЕТОДИКА «КРУЖКИ»

Цель: определение особенностей восприятия предметов по величине.

Материал: три кружка одного цвета разной величины.

Ребенку предлагают 3 кружка одного цвета, но разной величины, просят выбрать «самый большой» и «самый маленький» кружок и назвать его (большой, маленький).

Самостоятельное выполнение задания будет удовлетворительным для ребенка 3-х лет.

 

МЕТОДИКА «ФИГУРЫ»

Цель: выявление особенностей восприятия формы предмета.

Материал: два набора картонных геометрических фигур одинакового цвета – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Перед ребенком выкладывают две любые из пяти фигур. Затем предлагают еще одну из своего набора и просят выбрать из своей пары ту, которая такая же, как образец. Например: перед ребенком выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем – квадрат из второго набора и т.д.

Для ребенка трех лет допустимо путать овал и круг, квадрат и прямоугольник.

 

МЕТОДИКА «КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ»

Цель: определение особенностей развития пространственного восприятия и наглядно-действенного мышления.

Материал: три детали разной формы из строительного набора в двух экземплярах.

Психолог перед ребенком создает конструкцию из строительных деталей, затем просит его построить точно такую.

Для ребенка трех лет удовлетворительным считается самостоятельное выполнение задания.

 

РИСУНОЧНЫЙ МЕТОД ВЫЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА ПСИХИЧЕСКИХСОСТОЯНИЙ

Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. С.В. Велиева. – СПб: Речь, 2007.

Цель: выявление характера психических состояний, отраженных в рисунке ребенка через цвет и линию.

При проведении диагностики испытуемому выдают лист белой бумаги стандартного размера А4 и карандаши восьми «люшеровских» цветов.

Дошкольнику предлагается изобразить свое настроение.

Инструкция: Расскажи о своих эмоциях, настроении, чувствах, которые ты испытывал при рисовании; почему использовал именно такие цвета и линии.

Интерпретация

Линия

Характеристика

Сильная, с нажимом, прямая

Внутреннее напряжение, стремление к высокой оценке, лидерству

Косая штриховка, с сильным нажимом, часто выходящая за пределы контура изображения

Нервное напряжение, неуверенность в себе, обидчивость, нервозность

Линия, выполненная кругами

Инфантилизм, стремление к защите, к любви и ласке, их нехватка

Наличие зигзагов по контуру или внутри рисунка

Скрытность, осторожность

Мягкие линии и формы

Нежность

Отрывистость линий, сильный нажим

Импульсивность

Наличие выступающих линий, вычурность форм

Демонстративность, открытость

Преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями

Тревожность

Штриховка ¾ листа

Недостаток контроля над выражением эмоциональных состояний

Штриховка, выходящая за пределы рисунка

Тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию

Мало гнутых линий, много острых углов

Агрессивность, плохая адаптация

Комбинация уверенных, ярких и легких контуров

Эмоциональная черствость

Контур неяркий, неясный

Боязливость, робость

Энергичные, уверенные штрихи

Уверенность, состояние безопасности

Тонкие продленные линии

Напряжение

Не обрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру

Одиночество, изоляция

Эскизный контур

Тревога, робость

Разрыв контура

Сфера конфликтов

Подчеркнутая линия

Тревога, незащищенность

Зубчатые, неровные линии

Дерзость, враждебность

Уверенные твердые линии

Активация, рвение

Яркая линия

Грубость

Сильный нажим

Энергичность, настойчивость, большая напряженность

Легкий нажим

Состояние низкой энергетической силы, скованность

Линии с нажимом

Агрессивность, настойчивость

Неровный, неодинаковый нажим

Импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность

Изменчивый нажим

Эмоциональная нестабильность, лабильность

Прямые штрихи

Упрямство, настойчивость, упорство

Короткие штрихи

Импульсивное поведение

Ритмичная штриховка

Чувствительность, сочувствие, раскованность

Короткие, эскизные штрихи

Тревога, неуверенность

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи

Незащищенность, недостаток настойчивости

Угловатые, скованные штрихи

Напряженность, замкнутость

Горизонтальные штрихи

Слабость

Вертикальные штрихи

Упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность

Справа налево

Интроверсия, изоляция

Штриховка от себя

Агрессия, экстраверсия

 

 

7-8 цветов

Очень лабильный

1 цвет

Боится эмоционального возбуждения

Черный

Застенчивость, пугливость

Зеленый

Потребность в безопасности

Оранжевый

Чувствительность и враждебность

Пурпурный

Сильная потребность власти

Красный

Выраженная чувствительность, потребность теплоты

Желтый

Сильные признаки враждебности

Линии неодинаковой яркости

Напряжение

 

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ДВА ДОМИКА»

Источник: Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2005

Цель: исследование структуры межличностных отношений в группе детей.

Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, невзрачный, черного цвета.

Инструкция: Психолог показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе в красный домик. А кого из ребят своей группы поселил бы в черный домик».

После инструкции психолог отмечает в протоколе тех детей, которых ребенок берет к себе в красный домик, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у ребенка, не хочет ли он кого-то поменять местами, не забыл ли он кого-нибудь.

Обработка и интерпретация

В результате данной процедуры каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол - матрицу выборов:

 

ФИО

Юра Г.

Боря М.

Инна С.

Света Д.

Коля П.

Юра Г.

 

+

 

-

-

Боря М.

+

 

+

 

+

Инна С.

 

+

 

-

-

Света Д.

-

 

 

 

 

Коля П.

-

+

-

-

 

Кол-во «+»

1

3

1

0

1

Кол-во « – «

2

0

1

3

2

 

Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:

  • Популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более 4-х) положительных выборов;

  • Предпочитаемые – дети, получившие 1-4 положительных выбора;

  • Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками);

  • Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей. Наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов. На основании ответов детей составляется социограмма группы, где достаточно четко видна структура межличностных отношений. Часто используют такие символы как треугольник (для мальчиков) и круг (для девочек).

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (УПР)

Источник: Мясоед П.А. Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников // Вопросы психологии, № 6, 1996

 

Цель: определение актуального уровня психического развития дошкольников.

Описание методики

Методика предназначена для проведения оперативной диагностики уровня психического развития больших групп дошкольников. В отличие от непосредственного тестирования, где объектом диагностики выступает ребенок, при опосредованном тестировании таким объектом является взрослый – носитель «образа ребенка». Это более или менее полное, вербализированное представление об уровне психического развития ребенка, которое неизбежно формируется у лиц, постоянно с ним общающихся. При этом, у родителей такой образ преимущественно пристрастный, а потому и часто неадекватный. Но уже у воспитателей ДОУ он в значительной мере объективен.

Методика состоит из 12 измерительных шкал уровня психического развития (УПР). Это - 1) ощущения (цветовые); 2) восприятие (зрительное); 3) запоминание; 4) мышление; 5) воображение; 6) внимание; 7) игра; 8) общение; 9) речь; 10) эмоции; 11) самостоятельность; 12) саморегуляция.

Каждая шкала включает в себя пять уровней: от низшего, встречающегося в пределах дошкольного возраста, к высшему. Каждому уровню присвоена соответствующая оценка: первому – 1, второму – 2 и т.д. С помощью этих шкал психолог, используя в качестве экспертов воспитателей ДОУ, имеет возможность получить первичные оценки уровня психического развития по каждому из 12 параметров.

Процедура обследования

При проведении обследования практическому психологу необходимо:

1) вместе с экспертом (воспитателем, хорошо знающим ребенка) получить первичную оценку УПР с помощью измерительных шкал, выставляя по каждой шкале соответствующую оценку (1,2,3,4 или 5) на бланке обследования;

2) получить абсолютную оценку (АО), путем суммирования всех оценок по 12 шкалам;

3) перевести полученную таким образом абсолютную оценку (АО) в относительную оценку (ОО), пользуясь формулой 1:

ОО = АО х 100 и разделить на МО,

где МО (максимальная суммарная оценка) для младшей группы равняется 36, для средней группы - 48, для старшей группы – 60;

4) далее, пользуясь таблицей 1, перевести полученную относительную оценку (ОО) в стандартную оценку (СО). Стандартная оценка будет соответствовать одному из трех уровней психического развития – низкому, среднему или высокому. Определить уровень психического развития (УПР).

 

Таблица 1

 

Возрастные группы

Стены и относительные оценки

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3-4года

18 – 31

32 – 34

35 – 40

41 – 54

55 – 69

70 – 77

78 – 94

95 – 99

100

4-5 лет

43 – 51

52 – 56

57 – 61

62 – 68

69 – 77

78 – 87

88 – 95

96 – 99

100

5-6 лет

45 – 61

62 – 65

66 – 71

72 – 75

76 – 82

83 – 89

90 – 94

95 – 98

99-100

 

Бланк обследования____________________________

 

 

 

Измерительные шкалы УПР

I. Ощущения

1. С ошибками называет и различает основные цвета спектра

 

2. В основном без ошибок различает и называет основные цвета спектра

 

 

3. Различает оттенки цветов спектра, но ошибается, называя их

 

 

4. Различает и называет цвета спектра и их оттенки

 

 

5. Правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности

II. Восприятие

1. При восприятии нового пытается дополнить данные зрения осязанием

 

2. Воспринимая новые предметы, обходится без непосредственного контакта с ними

 

3. Отроит достаточно полный образ восприятия, но не различает в нем основное и второстепенное

 

4. Выделяет в воспринимаемых предметах основные и второстепенные элементы

 

5. Строит означенный и дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому

III. Запоминание

1. Запоминает учебный материал, данный в наглядной форме

 

2. Механически запоминает учебный материал, данный в словесной форме

 

3. Запоминает материал, выделяя в нем выступающие на первый план элементы

 

4. Запоминает учебный материал, ориентируясь в его содержании

 

 

5. Запоминает учебный материал, понимая его содержание

 

IV. Мышление

1. Получает новые сведения практическим способом, без участия речи

 

2. Практически решая познавательную задачу, с помощью речи пытается осмыслить ее условия

 

3. Выполняет познавательные действия с опорой на речь — средство достижения результата

 

 

4. Выполняет действия на основе предварительно сформулированного плана

 

 

5. Решает познавательные задачи без прямого контакта с предметами, в плане речи

 

V. Воображение

1. Играет с предметами, подчиняясь их назначению, воспроизводит их функции

 

2. В ходе игры замещает реальные предметы воображаемыми, ориентируясь на их сходство

 

 

3. В игре замещает реальные предметы воображаемыми, непохожими на них

 

 

4. Игровым действиям предшествует этап их планирования, знает, во что будет играть

 

5. В уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях

 

VI. Внимание

1. На незначительное время может сосредоточиться на предметах, вызывающих интерес

 

2. Под контролем взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения

 

 

3. После многократного повторения указаний выполняет учебные действия, требующие сосредоточения

 

4. По указанию взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения

 

 

5. При выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей

VII. Игра

1. Выполняет с игрушками ролевые действия

 

 

2. Принимает участие в сюжетно-ролевых играх, подчиняясь инициативе других детей

 

3. Берет на себя определенную роль, отличающуюся разнообразными игровыми действиями

 

4. Принимаемая роль отражает не только действия взрослых, но и отношения между ними

 

5. Является организатором игр, следит за соблюдением правил, выступает инициатором наказания за их нарушения

VIII. Общение

1. Побуждает взрослого и сверстников к действиям, просит о помощи

 

2. Стремится достичь уважения со стороны взрослого, обижается на замечания

 

3. Подражает авторитетному взрослому, его словам и действиям

 

 

4. Стремится к сопереживанию и взаимопониманию с авторитетным взрослым

 

5. Обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми

 

IX. Речь

1. Обозначает словами окружающие предметы и явления

 

 

2. Владеет элементарной связной речью, которая еще нс выходит за пределы наличной ситуации

 

3. Речь выходит за пределы непосредственной ситуации, описывает отсутствующие объекты

 

4. Речь становится средством планирования и выполнения игровых и практических действий

 

5. Владеет развернутой речью, передающей и отвлеченную от данной ситуации информацию

 

X. Эмоции

1. Проявляет неустойчивую эмоциональную реакцию на ситуацию, непосредственно его касающуюся

 

2. Сопереживает персонажам сказок, мультфильмов

 

 

3. Обнаруживает сопереживание реальным людям

 

 

4. Проявляет симпатию-антипатию к сверстникам и взрослым

 

 

5. Эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся

 

XI. Самостоятельность

1. Владеет гигиеническими навыками, одевается без помощи взрослого

 

 

2. Без напоминания правильно действует в привычных ситуациях

 

 

3. После разъяснения взрослого выполняет поручения, требующие самостоятельности

 

4. Самостоятельно применяет выученные способы поведения в новых ситуациях

 

5. Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях

 

XII. Саморегуляция

1. Действует под влиянием ситуативных эмоций

 

 

 

2. В присутствии авторитетного взрослого сдерживает свои непосредственные желания

 

3. Действует, подражая авторитетному взрослому, даже в его отсутствие

 

4. Может сдерживать свои непосредственные желания, импульсивные действия

 

5. В ситуации выбора отдаст предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. С.В. Велиева. – СПб: Речь, 2007.

 

Инструкция: Уважаемые родители! Данная анкета направлена на выявление признаков нервно-психического напряжения у детей. Прочтите внимательно предложенные утверждения. Отметьте на бланке-опроснике номера тех утверждений, которые характерны для вашего ребенка.

БЛАНК-ОПРОСНИК

1. Грызет ногти

21. Играет с какой-либо частью тела

2. Сосет палец

22. Бывает, замечтается, и витает «в облаках»

3. Плохой аппетит

23. Не умеет сосредоточиться

4. Засыпает медленно и с трудом

24. Очень тревожен

5. Спит беспокойно

25. Слишком застенчив

6. Встает неохотно

26. Боится темноты

7. Жалуется на головные боли

27. Боится одиночества

8. Жалуется на боли в животе

28. Боится животных

9. Иногда бывает рвота

29. Боится шума

10. Часто бывает головокружение

30. Боится чужих людей

11. Заикается

31. Боится высоты

12. Чрезмерно потеет

32. Бывает недержание мочи

13. Краснеет, бледнеет

33. Часто дергает рукой, плечом

14. Легко пугается

34. Портит вещи

15. Часто дрожит от волнения, возбуждения

35. Очень обидчив

16. Часто плачет

36. Чрезмерно громко отвечает на вопросы

17. Часто моргает

37. С трудом включается в работу

18. Бывают приступы злости

38. Суетлив, много лишних движений

19. Чрезмерно подвижен

39. Нетерпелив, не может ждать

20. Бывает недержание стула

40. Очень тихо говорит

 

Обработка и интерпретация полученных результатов

Подсчитывается общее количество отмеченных номеров. Полученную сумму баллов необходимо разделить на 40 и умножить на 100 %.

От 0 до 30 % - слабая степень нервно-психического напряжения;

От 30 до 50 % - выраженное нервно-психическое напряжение;

50 % и больше - высокая степень нервно-психического напряжения.