html clock часы на сайт
MENU

Особенности психического развития.

В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети 2-2,5 лет, есть необходимость проведения диагностического минимума с детьми раннего возраста.

Важнейшими психическими новообразованиями данного возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек. Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.

В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.

Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого – правильно назвать признаки и действия предмета. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2-3-х лет способен различать 5 геометрических форм и 8 цветов. Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении. В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось само по себе.

Основными чертами ребенка 2-3-х лет являются эмоциональная восприимчивость, открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

 

Процедура психодиагностического обследования.

Диагностический минимум по оценке уровня психического развития детей раннего возраста проводится в соответствии с планом работы практического психолога в индивидуальной форме. Важнейшим фактором, влияющим на получение объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка, поэтому нельзя категорично настаивать на приведении ребенка в кабинет. Нельзя отрывать его от интересного дела. Тем самым снижается мотивация участия в обследовании, вплоть до полного отказа от взаимодействия. Детям нравится все необычное и тайное, поэтому можно предложить им поиграть в «секрет»: на ушко шепнуть одному ребенку, забрать его из группы, договориться с ним о том, что он никому не скажет, что он делал в кабинете. Обычно остальные дети сами начинают подходить к психологу и просить поиграть с ними.

Психодиагностическое обследование детей раннего возраста направлено на получение информации об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения и общения ребенка.

Психодиагностическое обследование детей включает следующие методики:

- для диагностики психического развития ребенка методики «Цветовой гнозис», «Форма», Предметный гнозис»;

- для диагностики способов действия методику «Складывание пирамидки»;

- для исследования памяти ребенка игра «Что изменилось, чего не стало»;

- для исследования внимания методика «Зрительный диктант»;

Экспертный опрос педагогов проводится при помощи «Методики изучения психического развития детей от 1 до 3 лет».

Опрос родителей проводят воспитатели заполняя карту развития ребенка.

Диагностический инструментарий.

ЦВЕТОВОЙ ГНОЗИС

(4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

Нормативы:

- сличение – от 1,5-2 лет

- выбор названия – в 2-3 года

- самостоятельное название – в2,5-3 года

Стимульный материал: Цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Платья и бантики», «Цветочек и лепесточек», «Корзиночки и клубочки», «Кастрюли и крышки» и др.

Пример инструкции:

  1. Положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесток;

  2. Покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек

  3. Назови, какого цвета этот цветок?

Аналогично предъявляются другие задания.

ФОРМА

Нормативы:

Сличение – от 1,5-2 лет;

Выбор названия – 2 года;

Самостоятельное название – в 3 года

Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по 2 набора из 4-х основных цветов.

Пример инструкций:

  1. «Дай такую же» (форма и цвет совпадает);

  2. «Покажи, где кубик?»

  3. «Назови форму».

 

ПРЕДМЕТНЫЙ ГНОЗИС.

Стимульный материал: 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).

Инструкция:

  1. «Покажи, где нарисован...?»;

  2. «Что нарисовано?» или «Что это?»

Нормативы:

  • в 1,5 - 2 года называет 4-5 картинок;

  • в 2,5 года называет многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель;

  • в 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

 

ДИАГНОСТИКА СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Складывание пирамидки.

Стимульный материал: пирамидка из 4-х и 6-ти колец с колпачком.

Нормативы:

- снимает кольца с пирамидки — в 1 год;

- собирает пирамидку без учета величины — 1,5-2,5 года;

- собирает пирамидку с учетом величины и установки на результат без проб и примеривания, работая зрительным соотношением — 3-3,5 года.

Ход исследования: Экспериментатор предлагает самостоятельно разобрать и собрать пирамидку. Возможен показ.

Вспомогательная инструкция: «Выбирая самое большое кольцо и надевая его на стержень…»

Неадекватным считается закрывание стержня колпачком до нанизывания колец. Фиксируется также обучаемость и эффективность принятия помощи со стороны экспериментатора.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ.

Задание. Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

Нормативы:

  • 1,5 года — выполняет 3 действия;

  • 2 года — выполняет 3-4 действия;

  • 3 года — выполняет 5 действий.
     

Игра «Что изменилось, чего не стало».

Ребенку предъявляются 4 картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой, либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.

Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ.

Методика «Зрительный диктант»

Стимульный материал: 5 таблиц в 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).

Для детей 2 - 2,5 лет — две повторяющиеся картинки, для детей 2,5-3 лет — три повторяющиеся картинки в таблице.

Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики) как можно быстрее, но не ошибайся».

Анализ результатов: Скорость выполнения одной таблицы 1,5 минуты.

Нарушения внимания:

  1. повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);

  2. генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий);

  3. застреваемость внимания (нарушение переключаемости), слаба способность переходить от одного объекта к другому;

  4. ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).

При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются: контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакции на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.

1. Контактность:

а) легкий, быстрый контакт;

б) поверхностный;

в) контакт устанавливается с трудом;

г) уходит от контакта;

д) протестная реакция.

2. Внимание:

а) взгляд фиксирует (не фиксирует);

б) внимание устойчивое (неустойчивое);

в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;

г) застревание;

д) с явлениями генерализации.

3. Фон настроения:

а) нормальный;

б) несколько повышен (снижен);

в) эйфоричный;

г) депрессивный;

д) контрастирующий.

4. Реакция на поощрение и порицание:

а) адекватная;

б) индифферентная;

в) с повышением (снижением) результативности работы;

г) корректировка деятельности;

д) отсутствие реакции;

е) отказ от деятельности при порицании;

ж) агрессивная реакция на порицание;

з) дезорганизация деятельности.

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

ДЕТЕЙ от 1 до 3 лет

Источник: Микитюк Н.В., Доренко І.С., Щурук І.В. Психологічні аспекти супроводу дітей раннього віку // Практична психологія та соціальна робота, № 2, 2008.

 

Психическое развитие детей 1 – 3 лет определяется по шести факторам:

1. Речь.

2. Эмоционально-социальное развитие (общение).

3. Изобразительная деятельность (рисование).

4. Навыки.

5. Умения.

6. Моторика.

Процедура обследования

При проведении обследования практический психолог вместе с воспитателем по

возрастной шкале (таблица 1) определяют в месяцах возраст психического развития (ВПР) каждого ребенка. Например, по первому, речевому фактору возраст ребенка соответствует 15 месяцам, по второму – 18 месяцам, по третьему – 21 месяцу, по четвертому, пятому шестому – 24 месяцам. Суммируем возраст по всем шести факторам и делим на шесть:

Возраст психического развития составляет 21 месяц. Далее необходимо определить календарный возраст ребенка (КВ) в месяцах от рождения до даты проведения диагностического обследования.

Коэффициент развити (КР) определяется по следующей формуле:

Результаты развития необходимо проанализировать при помощи таблицы 2.

Таблица 1.

Возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 до 3 лет

 

Факторы психического развития

Характеристика в зависимости от возраста ребенка

15 месяцев

18 месяцев

21 месяц

24 месяца

30 месяцев

36 месяцев

1. Речь

Использует 10 и больше слов

Стремится связать два слова в предложение

Называет 5 изображений на картинке

Задает первые вопросы

Задает разные вопросы

Может связно рассказывать

2. Общение

Исполняет поручения

Хочет все делать самостоятельно

Ищет помощи взрослых

Общается с детьми

Можно убедить словами

В игре входит в роль

3.Рисование

Держит карандаш и оставляет след

Черкает карандашом спонтанно и старательно

Черкает карандашом в пределах листа

Черкает горизонтальные и вертикальные линии

Черкает кривую замкнутую линию

Рисует шар, яблоко, предметы

4. Навыки

Держит ложку во время еды

Пробует есть самостоятельно

Ест самостоятельно

Регулирует физиологические потребности

Самостоятельно сообщает о физиол. потребностях

Сам раздевается и одевается

5. Умения

Ставит 5 кубиков один возле другого

После наблюдения повторяет действия с игрушками

Бросает мячик в ящик

Сгибает лист бумаги

Расстегивает пуговицы

Ставит 5 кубиков один на другой

6. Моторика

Ходит сам, но часто падает

Ходит стабильно, падает редко

Пробует бегать

Поднимается и спускается по ступенькам самостоятельно

Бегает значительно лучше

Поднимается и спускается по ступеньках без опоры

 

Таблица 2

Коэффициенты психического развития (КР)

 

Высокий уровень развития

Нормальный уровень развития

Слабый уровень развития

Критический уровень развития

Умственная отсталость

120 – 110

107 – 90

87 – 80

77 – 70

67 и меньше

 

Полученные коэффициенты психического развития по каждому ребенку заносятся в сводную таблицу.