Особенности психического развития.
В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети 2-2,5 лет, есть необходимость проведения диагностического минимума с детьми раннего возраста.
Важнейшими психическими новообразованиями данного возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.
Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек. Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.
В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.
Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого – правильно назвать признаки и действия предмета. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2-3-х лет способен различать 5 геометрических форм и 8 цветов. Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении. В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось само по себе.
Основными чертами ребенка 2-3-х лет являются эмоциональная восприимчивость, открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
Процедура психодиагностического обследования
Диагностический минимум по оценке уровня психического развития детей раннего возраста проводится в соответствии с планом работы практического психолога в индивидуальной форме. Важнейшим фактором, влияющим на получение объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка, поэтому нельзя категорично настаивать на приведении ребенка в кабинет. Нельзя отрывать его от интересного дела. Тем самым снижается мотивация участия в обследовании, вплоть до полного отказа от взаимодействия. Детям нравится все необычное и тайное, поэтому можно предложить им поиграть в «секрет»: на ушко шепнуть одному ребенку, забрать его из группы, договориться с ним о том, что он никому не скажет, что он делал в кабинете. Обычно остальные дети сами начинают подходить к психологу и просить поиграть с ними.
Психодиагностическое обследование детей раннего возраста направлено на получение информации об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения и общения ребенка.
Психодиагностическое обследование детей включает следующие методики:
- для диагностики психического развития ребенка методики «Цветовой гнозис», «Форма», Предметный гнозис»;
- для диагностики способов действия методику «Складывание пирамидки»;
- для исследования памяти ребенка игра «Что изменилось, чего не стало»;
- для исследования внимания методика «Зрительный диктант»;
Экспертный опрос педагогов проводится при помощи «Методики изучения психического развития детей от 1 до 3 лет».
Опрос родителей проводят воспитатели заполняя карту развития ребенка.
Диагностический инструментарий
ЦВЕТОВОЙ ГНОЗИС
(4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)
Нормативы:
- сличение – от 1,5-2 лет
- выбор названия – в 2-3 года
- самостоятельное название – в2,5-3 года
Стимульный материал: Цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Платья и бантики», «Цветочек и лепесточек», «Корзиночки и клубочки», «Кастрюли и крышки» и др.
Пример инструкции:
-
Положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесток;
-
Покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек
-
Назови, какого цвета этот цветок?
Аналогично предъявляются другие задания.
ФОРМА
Нормативы:
Сличение – от 1,5-2 лет;
Выбор названия – 2 года;
Самостоятельное название – в 3 года
Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по 2 набора из 4-х основных цветов.
Пример инструкций:
-
«Дай такую же» (форма и цвет совпадает);
-
«Покажи, где кубик?»
-
«Назови форму».
ПРЕДМЕТНЫЙ ГНОЗИС
Стимульный материал: 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).
Инструкция:
-
«Покажи, где нарисован...?»;
-
«Что нарисовано?» или «Что это?»
Нормативы:
-
в 1,5 - 2 года называет 4-5 картинок;
-
в 2,5 года называет многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель;
-
в 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.
ДИАГНОСТИКА СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Складывание пирамидки
Стимульный материал: пирамидка из 4-х и 6-ти колец с колпачком.
Нормативы:
- снимает кольца с пирамидки — в 1 год;
- собирает пирамидку без учета величины — 1,5-2,5 года;
- собирает пирамидку с учетом величины и установки на результат без проб и примеривания, работая зрительным соотношением — 3-3,5 года.
Ход исследования: Экспериментатор предлагает самостоятельно разобрать и собрать пирамидку. Возможен показ.
Вспомогательная инструкция: «Выбирая самое большое кольцо и надевая его на стержень…»
Неадекватным считается закрывание стержня колпачком до нанизывания колец. Фиксируется также обучаемость и эффективность принятия помощи со стороны экспериментатора.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ
Задание. Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.
Нормативы:
-
1,5 года — выполняет 3 действия;
-
2 года — выполняет 3-4 действия;
-
3 года — выполняет 5 действий.
Игра «Что изменилось, чего не стало».
Ребенку предъявляются 4 картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой, либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.
Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ
Методика «Зрительный диктант»
Стимульный материал: 5 таблиц в 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).
Для детей 2 - 2,5 лет — две повторяющиеся картинки, для детей 2,5-3 лет — три повторяющиеся картинки в таблице.
Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики) как можно быстрее, но не ошибайся».
Анализ результатов: Скорость выполнения одной таблицы 1,5 минуты.
Нарушения внимания:
-
повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);
-
генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий);
-
застреваемость внимания (нарушение переключаемости), слаба способность переходить от одного объекта к другому;
-
ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).
При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются: контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакции на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.
1. Контактность:
а) легкий, быстрый контакт;
б) поверхностный;
в) контакт устанавливается с трудом;
г) уходит от контакта;
д) протестная реакция.
2. Внимание:
а) взгляд фиксирует (не фиксирует);
б) внимание устойчивое (неустойчивое);
в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;
г) застревание;
д) с явлениями генерализации.
3. Фон настроения:
а) нормальный;
б) несколько повышен (снижен);
в) эйфоричный;
г) депрессивный;
д) контрастирующий.
4. Реакция на поощрение и порицание:
а) адекватная;
б) индифферентная;
в) с повышением (снижением) результативности работы;
г) корректировка деятельности;
д) отсутствие реакции;
е) отказ от деятельности при порицании;
ж) агрессивная реакция на порицание;
з) дезорганизация деятельности.
Результаты исследования могут заносится в Карту динамического обследования ребенка (см. Приложение).
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ от 1 до 3 лет
Источник: Микитюк Н.В., Доренко І.С., Щурук І.В. Психологічні аспекти супроводу дітей раннього віку // Практична психологія та соціальна робота, № 2, 2008.
Психическое развитие детей 1 – 3 лет определяется по шести факторам:
1. Речь.
2. Эмоционально-социальное развитие (общение).
3. Изобразительная деятельность (рисование).
4. Навыки.
5. Умения.
6. Моторика.
Процедура обследования
При проведении обследования практический психолог вместе с воспитателем по
возрастной шкале (таблица 1) определяют в месяцах возраст психического развития (ВПР) каждого ребенка. Например, по первому, речевому фактору возраст ребенка соответствует 15 месяцам, по второму – 18 месяцам, по третьему – 21 месяцу, по четвертому, пятому шестому – 24 месяцам. Суммируем возраст по всем шести факторам и делим на шесть:
Возраст психического развития составляет 21 месяц. Далее необходимо определить календарный возраст ребенка (КВ) в месяцах от рождения до даты проведения диагностического обследования.
Коэффициент развити (КР) определяется по следующей формуле:
Результаты развития необходимо проанализировать при помощи таблицы 2.
Таблица 1.
Возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 до 3 лет
Факторы психического развития |
Характеристика в зависимости от возраста ребенка |
||||||
15 месяцев |
18 месяцев |
21 месяц |
24 месяца |
30 месяцев |
36 месяцев |
||
1. Речь |
Использует 10 и больше слов |
Стремится связать два слова в предложение |
Называет 5 изображений на картинке |
Задает первые вопросы |
Задает разные вопросы |
Может связно рассказывать |
|
2. Общение |
Исполняет поручения |
Хочет все делать самостоятельно |
Ищет помощи взрослых |
Общается с детьми |
Можно убедить словами |
В игре входит в роль |
|
3.Рисование |
Держит карандаш и оставляет след |
Черкает карандашом спонтанно и старательно |
Черкает карандашом в пределах листа |
Черкает горизонтальные и вертикальные линии |
Черкает кривую замкнутую линию |
Рисует шар, яблоко, предметы |
|
4. Навыки |
Держит ложку во время еды |
Пробует есть самостоятельно |
Ест самостоятельно |
Регулирует физиологические потребности |
Самостоятельно сообщает о физиол. потребностях |
Сам раздевается и одевается |
|
5. Умения |
Ставит 5 кубиков один возле другого |
После наблюдения повторяет действия с игрушками |
Бросает мячик в ящик |
Сгибает лист бумаги |
Расстегивает пуговицы |
Ставит 5 кубиков один на другой |
|
6. Моторика |
Ходит сам, но часто падает |
Ходит стабильно, падает редко |
Пробует бегать |
Поднимается и спускается по ступенькам самостоятельно |
Бегает значительно лучше |
Поднимается и спускается по ступеньках без опоры |
Таблица 2
Коэффициенты психического развития (КР)
Высокий уровень развития |
Нормальный уровень развития |
Слабый уровень развития |
Критический уровень развития |
Умственная отсталость |
120 – 110 |
107 – 90 |
87 – 80 |
77 – 70 |
67 и меньше |
Полученные коэффициенты психического развития по каждому ребенку заносятся в сводную таблицу.