html clock часы на сайт
MENU

Особенности адаптационного периода.

Проблема адаптации к условиям дошкольного учебного заведения возникает у ребенка любого возраста, когда он впервые поступает в ясли или детский сад. Для такого ребенка все непривычно: отсутствие близких, незнакомые взрослые, большое количество детей, новый распорядок дня, новое помещение и т.д. Изменившиеся привычные условия жизни требуют от ребенка перестройки ранее сформированного стереотипа поведения. Как известно, он формируется уже с первых дней жизни ребенка в семье и до 2-3 лет становится достаточно устойчивым. Такая резкая смена привычных форм жизни вызывает, прежде всего нервно-психическое напряжение, не всегда проходит без трудностей, а у некоторых детей сопровождается тяжелыми эмоциональными переживаниями. У детей в период адаптации могут нарушаться сон, аппетит, настроение, иногда повышается температура тела. У некоторых может наблюдаться временная потеря речи, нарушаться ранее приобретенные положительные привычки и навыки.

Как показывают педагогические и медицинские исследования, характер и продолжительность адаптационного периода зависит от таких факторов, как [10, 15]:

  • возраст ребенка (тяжело адаптируются к новым условиям дети в возрасте 10-11 месяцев до 2 лет; после 2 лет дети значительно легче приспосабливаются к новым условиям жизни);

  • состояние здоровья и уровень развития ребенка (здоровый, хорошо развитый ребенок значительно легче переносит трудности социальной адаптации);

  • индивидуальные особенности ребенка (в значительной степени поведение ребенка зависит от типа нервной системы);

  • уровень тренированности адаптационных механизмов (дети, которые до посещения детского сада неоднократно пребывали в разных условия жизни, легче привыкают к детскому учреждению);

  • опыт общения со взрослыми и сверстниками (умение позитивно относится к требованиям взрослых и адекватно общаться с другими детьми).

В результате комплексных исследований было выделено три фазы адаптационного процесса [5]:

1. Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза продолжается около одного месяца.

2. Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, уменьшаются нарушения и проявляются только по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза продолжается 3-5 месяцев.

3. Фаза компенсации – характеризуется ускорением темпа развития, и дети до конца учебного года преодолевают отмеченную выше задержку в развитии.

В свою очередь острая фаза имеет три степени адаптации: «легкую», «среднюю» и «тяжелую» [3].

При “легкой степени адаптации” негативное эмоциональное состояние ребенка продолжается недолго. В первые дни у него ухудшается аппетит и сон, он с нежеланием играется с другими детьми. Речь затормаживается, но ребенок может выполнять указания взрослого. Во время дальнейшего привыкания к новым условиям все эти явления проходят в течение первого месяца пребывания ребенка в детском учреждении. Заболевание не больше одного раза, продолжительностью не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменений в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

При “средней степени адаптации” эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20-40 дней. Настроение неустойчивое на протяжении месяца, плаксивость каждый день. Поведенческие реакции восстанавливаются на 30 день пребывания в ДОУ. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь или не используется, или речевая активность замедляется. Во время игры ребенок не использует приобретенные навыки, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. На протяжении первого месяца ребенок болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание продолжается 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений. Вес не меняется. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных обстоятельствах. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, тени под глазами, пылающие щеки, диатез – на протяжении одной-две недели.

При “тяжелой степени адаптации” эмоциональное состояние ребенка нормализуется довольно медленно. Иногда этот процесс длится несколько месяцев. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, плачет во сне, просыпается со слезами; значительно снижается аппетит, возможен отказ от еды, невротическое заболевание, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта. Не играется с детьми или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития. Игра ситуативная, кратковременная. За этот период ребенок или болеет еще раз, нередко со значительными осложнениями, или проявляет стойкие нарушения поведения (пытается спрятаться, куда-нибудь выйти, сидит и зовет маму и т.п.). У таких детей бурная негативная эмоциональная реакция и негативное отношение к окружению детского учреждения, которое наблюдается в первые дни , довольно часто изменяется вялым, равнодушным состоянием.

Легкую адаптацию и в некоторой адаптацию средней степени можно считать закономерной реакцией детского организма на измененные условия жизни. Тяжелая же адаптация свидетельствует о чрезмерности психоэмоциональных нагрузок на организм ребенка и требует соответствующего внимания как со стороны воспитателя и родителей ребенка, так и со стороны практического психолога.

Психологическое обеспечение адаптационного периода.

Деятельность практического психолога в период адаптации ребенка к ДОУ проходит в три этапа.

Первый этап работы включает в себя:

  • проведение семинаров для педагогов по данной проблеме;

  • групповые консультации для родителей (устные и письменные, в виде информации на стендах, в брошюрах);

  • организацию анкетирования родителей воспитателями и наблюдения за ребенком;

  • индивидуальные консультации для родителей и педагогов.

Второй этап работы – анализ результатов анкетирования. Целями анализа являются:

1) выделение тех факторов в анамнезе, которые могут неблагоприятно отразиться на социально-психологической адаптации ребенка. Например, в биологическом аспекте анамнеза фактором риска могут быть: патология беременности, родов; перенесенные тяжелые заболевания, травмы; из факторов социального анамнеза необходимо учитывать: отклонения от возрастных режимов в домашних условиях; низкий уровень развития общения; наличие вредных привычек;

2) получение данных о навыках ребенка, о степени самостоятельности, интересных и любимых занятиях, привычках, что позволит наиболее эффективно построить взаимодействие воспитателя с ребенком, исходя из его потребностей и индивидуальных особенностей, что достаточно актуально не только в период адаптации.

Первые два этапа работы психолога выполняют профилактическую функцию.

Третий этап работы – реализация профилактических и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации. На этом этапе большое значение имеет непосредственная индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдается тяжелая степень адаптации. Кроме того, психолог разрабатывает рекомендации воспитателям для работы с поступающими детьми.

Процедура психодиагностического обследования.

Диагностический минимум по оценке уровня адаптации детей проводится в период поступления детей в ДОУ практическим психологом в групповой или индивидуальной форме. Важнейшим фактором, влияющим на получение объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка, поэтому нельзя категорично настаивать на приведении ребенка в кабинет. Нельзя отрывать его от интересного дела. Тем самым снижается мотивация участия в обследовании, вплоть до полного отказа от взаимодействия.

Практический психолог обеспечивает:

1) организацию анкетирования родителей на этапе поступления ребенка в ДОУ;

2) наблюдение воспитателем за ребенком в период его адаптации.

Для опроса родителей используются: Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?» и «Анкета оценки типа темперамента»

Воспитатели проводят структурированное наблюдение по двум методикам: «Адаптационный лист» и «Наблюдение за ребенком»

 

Диагностический инструментарий

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ?»

Источник: Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006

 

ФИО ребенка_______________________________________________________________

Дата рождения______________________________________________________________

Сколько полных лет__________________________________________________________

 

Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное – 3 балла

Неустойчивое – 2 балла

Подавленное – 1 балл

Как ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин.) – 3 балла

Долго не засыпает – 2 балла

Неспокойно – 1 балл

Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.) ?

Да – 1 балл

Нет – 3 балла

Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 часа – 3 балла

1 час – 1 балл

Какой аппетит у вашего ребенка?

Хороший – 4 балла

Избирательный – 3 балла

Неустойчивый – 2 балла

Плохой – 1 балл

Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно – 3 балла

Отрицательно – 1 балл

Просится ли ваш ребенок на горшок?

Да – 3 балла

Нет, но бывает сухой – 2 балла

Нет и ходит мокрый – 1 балл

Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку, сосет палец, раскачивается (указать другое) – 1 балл

_____________________________________________________

Нет – 3 балла

Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да – 3 балла

Иногда – 2 балла

Нет – 1 балл

Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да – 3 балла

Иногда – 2 балла

Нет – 1 балл

Как ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно – 3 балла

Не всегда – 2 балла

Не играет сам – 1 балл

Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт – 3 балла

Избирательно – 2 балла

Трудно – 1 балл

Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт – 3 балла

Избирательно – 2 балла

Трудно – 1 балл

Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да – 3 балла

Не всегда – 2 балла

Нет – 1 балл

Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть – 3 балла

Не всегда – 2 балла

Нет – 1 балл

Как переносит ребенок разлуку с близкими?

Переносит легко – 3 балла

Переносит тяжело – 1 балл

Есть ли у ребенка эмоциональная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть – 1 балл

Нет – 3 балла

Прогноз адаптации: 55 – 40 баллов – готов к поступлению в ДОУ;

39 – 24 балла – условно готов;

23 – 16 баллов – не готов к поступлению в ДОУ.

 

АДАПТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Источник: Основы специальной психологии: уч. пособ. для студ. пед. учеб. завед. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: академия, 2002

 

Лист адаптации представляет собой форму отслеживания внешних поведенческих проявлений психологического дискомфорта и возможного нарушения здоровья ребенка в период адаптации к условиям ДОУ. Заводится на каждого ребенка, заполняется воспитателем ежедневно в течение первых 10 дней пребывания ребенка в группе. По каждому параметру адаптации выставляется определенное количество баллов в соответствии со шкалой оценки наблюдаемых параметров. Затем подсчитывается общая сумма баллов и сравнивается с количественными показателями уровня адаптации.

 

Фамилия, имя ребенка:_______________________________________________

Возраст:_________ Группа:_________ Дата начала наблюдений:____________

Оценка наблюдаемых параметров: 5 баллов – высокий уровень;

4 балла – без особенностей;

1 балл – наличие проблем;

0 баллов – выраженные трудности.

 

Параметры адаптации

1-й день

2-й день

3-й день

4-й день

5-й день

6-й день

7-й день

8-й день

9-й день

10-й

день

1

Приход в группу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Прием пищи (аппетит)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Температура тела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Состояние желудочно-кишечного тракта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Дневной сон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Эмоциональное состояние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Контакт с чужими взрослыми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

Контакт с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Соблюдение правил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Игровая активность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Включенность в задания учебного типа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Приход родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Освоение возможного пространства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма баллов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количественные показатели уровня адаптации:

52 – 65 баллов – высокий уровень адаптации;

42 – 51 балл - средний уровень адаптации;

29 – 41 балл - средне-низкий уровень адаптации;

13 – 28 баллов – низкий уровень адаптации;

0 - 13 баллов – признаки патологической болезненной адаптации.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЕНКА

АНКЕТА ОЦЕНКИ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА

(Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко, в модификации С.В. Зверевой)

Источник: Консилиум – решение школьных проблем: нормативно-правовые документы, психодиагностические материалы / авт.-сост. О.Б. Григорьева и др. – Волгоград: учитель, 2009

 

 

Инструкция: Уважаемые родители! Прочитайте предлагаемые ниже утверждения и в соответствующем столбике отметьте знаком «+» те, которые имеют непосредственное отношение к вашему ребенку:

если такого качества нет - то в столбике 1;

если качество слабо выражено - то в столбике 2;

если выражено средне – то в столбике 3;

если выражено умеренно сильно – то в столбике 4;

если очень сильно выражено – то в столбике 5.

Тест

Утверждения

1

2

3

4

5

1

Любит шум и суету вокруг себя

 

 

 

 

 

2

Очень нуждается в близких, которые могли бы его поддержать

 

 

 

 

 

3

Нередко раздражен чем-то, возбужден, беспокоен

 

 

 

 

 

4

Быстрых ответов на любые вопросы от него не ждите

 

 

 

 

 

5

Дети считают его веселым

 

 

 

 

 

6

Стесняется заговаривать с новыми людьми

 

 

 

 

 

7

Любит работу, которую надо делать быстро

 

 

 

 

 

8

Чаще молчит в обществе детей

 

 

 

 

 

9

Не прочь похвастать, приукрасить что-либо

 

 

 

 

 

10

Не любит шумных игр, предпочитает уединение

 

 

 

 

 

11

У него часто меняется настроение

 

 

 

 

 

12

Умеет долго играть или выполнять задание, не отвлекаясь

 

 

 

 

 

13

Легко переключается с одного действия на другое

 

 

 

 

 

14

Его легко огорчить

 

 

 

 

 

15

Часто не может усидеть на месте

 

 

 

 

 

16

Дольше других сохраняет работоспособность, не устает

 

 

 

 

 

17

Верит в себя, легко переносит неудачи

 

 

 

 

 

18

Быстро устает, отключается, перестает слушать

 

 

 

 

 

19

Нетерпелив и несобран, плохо переносит ожидания

 

 

 

 

 

20

Предпочитает кропотливую работу, не требующую быстрых реакций

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов

Необходимо подсчитать сумму баллов по каждому типу темперамента в соответствии со следующим ключом:

Сангвиник - 1, 5, 9, 13, 17;

Меланхолик - 2, 6, 10, 14, 18;

Холерик - 3, 7, 11, 15, 19;

Флегматик - 4, 8, 12, 16, 20.

Далее необходимо определить процентное соотношение каждого типа темперамента. Для этого подсчитывается общая сумма баллов по всем четырем типам, что соответствует 100 %. Затем подсчитывается процентное содержание каждого типа темперамента.

Если процентное содержание какого-либо темперамента составляет 40 % и более – этот тип доминирует; 30 – 35 % - этот тип ярко выражен; 20 – 29 % - качества темперамента достаточно выражены и их надо учитывать; 20 % и менее – качество слабо выражено; 10 % и менее – качество не учитывается.

 

МЕТОДИКА «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ»

(Б.С. Волков, Н.В. Волкова)

 

Наблюдение проводят индивидуально за каждым ребенком. При этом используют следующие критерии:

  1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) активно действует;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) робко, неуверенно.

  1. Как реагирует ребенок на замечание педагога:

а) говорит, что больше так не будет, но через некоторое время поступает также;

б) не слушает или поступает по-своему;

в) выслушивает молча;

г) молчит, обижен, переживает.

  1. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказыванию других;

б) быстро, со страстью, но не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большой неуверенностью.

  1. Как ведет себя в непривычной обстановке:

а) легко ориентируется, проявляет активность;

б) активен, проявляет повышенную возбудимость;

в) спокойно рассматривает окружающее;

г) робок, растерян.

Критерии: если обнаруживается, что в большинстве случаев для ребенка характерны реакции типа а), то можно говорить о преобладании у него черт сангвиника; б) – холерика; в) – флегматика; г) – меланхолика.